Русская баня
Одно из первых упоминаний о русской бане в отечественной истории можно найти в «Повести временных лет», рассказывающей о событиях глубокой древности. Её создатель — летописец Нестор — поведал об апостоле Андрее, наблюдавшем, как парились на Руси в деревянной бане, куда «входили нагими и там обливались специальными составами. Потом брали розги (веники) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Но потом, окатившись холодной водой, вновь оживали».
Позднее о необычных приемах омовения в парной бане писали многие иностранцы, посещавшие русские земли. Большинство из них ошеломляли способы приема банных процедур: «Многие в России парятся в самом крепком духу, а другие даже не в бане, а в раскаленных печах. Но это уже истинные любители, которые, кувыркаясь на разостланной соломе в печи, приказывали ещё закрыть за собою заслонку печи, и так парятся, что душа вылетает вон!»
Помывочные процедуры россиян наблюдал немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий, который отметил, что «во всех городах и селениях у них (в России) множество общественных и частных бань, в которых всегда почти найдешь множество моющихся». Европеец достаточно точно описал наиболее характерные приемы: «Они, ложась на полках, велят себя бить и тереть тело разгоряченным березовым веником, затем, когда от жару сделаются красными и изнемогают до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают из неё голые, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, а зимой, выскочив из бани, они валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, а потом, остывшими таким образом, снова входят в жаркую баню. Так как их бани обыкновенно строятся при реках и ручьях, то Моющиеся в них из жара прямо бросаются в холодную воду».
Датский посол Юл Юст, в самом начале XVIII в. побывавший в России и наблюдавший весь процесс парения в бане, сделал замечательный вывод, объяснявший, по его мнению, силу, мощь и здоровье незнакомого ему народа: «В России ото всех болезней первый доктор — это русская баня». На оздоровительно-гигиенические свойства бани указывали и русские исследователи. В очерках о домашней жизни и нравах русского народа в XVI и XVII вв. известный историк Н.И. Костомаров указывает, что баня была первой потребностью в домашней жизни как для чистоплотности, лечения, так и своего рода наслаждения. Однако самое точное определение сути, назначения и приемов использования русской бани дал Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка». Он писал: «Баня паровая, или русская баня, — строение или покои, где моются и парятся, не просто в сухом тепле, а в пару, почему важнейшие части бани: калильная печь с булыжником (каменка), или с ядрами и чугунным боем (чугунка), или с колодою в виде опрокинутого котла с завороченными окраинами, затем полок с приступками и подголовьем, на котором парятся, лавки вокруг стен, на коих моются, чаны с горячею и холодною водою или краны для этого в стене, шайки для мытья и окота, вехотки (мочало) для мылки, веники (березовые или дубовые) для парки. При порядочной бане есть предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом и пр.».
«Русская кость тепло любит», — так говорили на Руси и строили бани основательно, возводя крепкий банный сруб из дерева. Маленькая баня, которую строили на собственном дворе, состояла обычно из одной комнаты, в которой, как правило, сооружали печку-каменку. Большая баня для знати представляла собой рубленную из цельного бревна избу с несколькими помещениями: в одном раздевались и отдыхали, в другом мылись, в третьем парились.
Исторические сведения о русской бане начинаются с использования пара, горячей воды племенами скифов, живших на территории России. История русских бань началась лет 800-900 тому назад в городах Руси, Волжской Болгарии, на других европейских территориях уже строили проекты каменных русских бань, сочетающие местные традиции с восточными. Но все же основное население тех краев пользовалось деревянными русскими банями.
Изначально русская баня на дровах представляла собой бревенчатую избушку с низким потолком, где находилась печка-каменка, была оборудованавысокая лежанка — полок, чтобы париться, установлена низкая скамейка, чтобы сидя мыться. Печка-каменка не имела трубы, топилась «по-черному»: Дым из нее выпускался в открытую дверь, отдушину — стенное отверстие над полком. После окончания топки дверь, отдушину закрывали — давали бане некоторое время «томиться», «дозревать», пока стены бани равномерно не прогреются, не выгорят угли. Затем остатки углей гасили водой и, открыв ненадолго двери, проветривали баню от угарного газа («угара»).
Вода грелась на печке или у топки в глиняных горшках, а когда распространились жестяные ведра — в ведрах. Отдельный горшок использовали для щелока — щелочную зольную воду, заменяющую мыло, другой горшок — под настой полыни или других трав, обладающих дезинфицирующими лечебными свойствами. Под мытье использовали деревянные ковши, шайки, лохани, под холодную воду — деревянные бочки. Неотапливаемый предбанник использовали для переодевания.
Известный историк Н. И. Костомаров в очерках о домашней жизни и нравах русского народа XVI и XVII веков указывает, что русская баня на дровах являлась первой потребностью домашней жизни как для чистоплотности, лечения, так и для своего рода наслаждения.
Первым научным трудом о русской бане было сочинение португальского врача А. Н. Р. Саншеса, который долго служил России. Его книга была издана во многих странах, также для России (1774) под названием «О парных российских банях, поелику сопутствуют оне укреплению, сохранению, восстановлению здоровья». Он считает, главной деталью русской бани является то, что пар подается через каждые 5 минут, обновляя атмосферу.
Общественные русские бани отличались от семейных не только размерами, но и устройством. Иногда парильни отгораживались от моечной. Именно такими были, видимо, русские бани XVIII века, построенные по указу царя Алексея Михайловича.
В XIX веке-начале XX века получили распространение «белые» русские бани, их особенностью являлись печи-каменки, которые имели дымовую трубу. Такие русские бани могли топиться во время мытья, были менее пожароопасными, не имели копоти на стенах, потолке. Иногда печи топились из предбанника или отдельного помещения. Были русские бани, где пар производился паровым котлом, а горячая вода — водогрейным котлом.
Из комфортабельных старинных бань наиболее известны Сандуновские и Центральные бани Москвы. На месте современных Сандуновских бань(1896), включающих 28 номеров, раньше были каменные бани 1806 года, построенные знаменитыми тогда актерами Петровского театра Сандуновыми. Старые Сандуновские русские бани отличались удобствами, например, имели зеркальные залы для отдыха с мягкими диванами.
Русские бани вызывали интерес у многих иностранных гостей с Востока и Запада. Они удивлялись традиции русских людей чередовать банный жар с купанием в проруби, обливанием холодной водой и обтиранием снегом.
А ведь это есть процедуры для закаливания, которые русский человек всегда использовал для укрепления здоровья. Знаменитый А. В. Суворов при помощи обливаний, обтираний, физических упражнений укрепил настолько свое здоровье, что смог до глубокой старости переносить походную жизнь воина.
В России баня на дровах была частью быта человека, также как в Скандинавии финская сауна. При достаточно суровом климате русская баня на дровах с печкой-каменкой прогревала, исцеляла многие болезни. В каждой местности и даже каждой семье существовали свои традиции пользования баней. Одни мылись с мылом до того, как посетить парную, другие просто окатывались водой, третьи считали необходимым хорошенько пропотеть до мытья.
Наспех сооруженные русские бани во время Великой Отечественной войны спасали солдатов от болезней. Для этого использовали землянки (как далекие предки), вагоны, автобусы. Солдатская смекалка помогала построить печь без кирпича, а только из гильз тяжелых снарядов». Баня была для солдат надежным лекарем.
В наше время бани включают не только парильни, ванные, душевые, плавательные бассейны, но также различные лечебные кабинеты, комнаты отдыха, кафетерии, другие помещения санитарно-гигиенического и культурно-бытового назначения. Хотя современные бани больших городов совсем не похожи на те, где парились наши деды, принцип их воздействия на организм тот же, что в традиционных народных банях.
Родная русская баня по-белому и по-черному
На Руси бани использовались постоянно. В них парились и дети, и взрослые, и женщины, и мужчины. В домах находились печи с широкими входными отверстиями. В этих печах готовили пищу в котлах или кастрюлях. После того, как пища была приготовлена, отверстие печи освобождалось, своды печи очищались от сажи, и туда ставили лохань с веником и теплой водой. Затем желающего попариться сажали на большую лопату и засовывали в печь, где он брызгал воду на стенки, тем самым добиваясь пара и жара.
Чтобы получить в бане по-черному хороший пар, необходимы сноровка и умение. В такой бане пар чрезвычайно полезен. Дымовой трубы в бане по-черному нет, поэтому все продукты сгорания оседают на потолке и верхних частях стен, окрашивая их в черный цвет — отсюда, собственно, и название.
Вначале хорошенько топится печь, чтобы наилучшим образом протопить помещение, после его проветривают, но следят за тем, чтобы не стало холодно. Благодаря тому, что при топке печи дым собирается лишь под потолком — пол и полки остаются чистыми. Перед началом процедур потолок и стены окатывали водой. При желании из бани по-черному элементарно можно организовать «белую» баню — дым от каменки выводить через трубу, однако, настоящие любители отдают предпочтение черной. Они считают ее более ароматной, а также считают преимуществом то, что дым отлично дезинфицирует помещение, тем самым уничтожая опасные бактерии, и чернота стен таких любителей и ценителей не пугает.
Баня, печь в которой имеет дымовую трубу, именуется как баня «по-белому». Продукты горения не просачиваются в парилку, тем самым обеспечивается чистота и легкость воздуха. К каменкам иногда приделывают котел, в котором одновременно с протапливанием парилки нагревается вода, используемая в дальнейшем для помывочных процедур. Как правило, каменку топят в течение 2-3 часов, после чего жара получившихся углей хватает на отдых всей семьи в бане.
Одной из особенностей банной процедуры является аромат в парной. Для этого перед подкидыванием воды на раскаленные камни в ковшик подливают какие-либо масла, настойки, реже пиво или квас. Хотя, я придерживаюсь мнения, что лучше разливать эти добавки на стены парилки, чтобы избежать запаха гари (такое бывает).
Родная русская баня — сухие и влажные
Все любители бани знают, что их можно условно поделить на влажные и сухие.
Сухие бани практически невозможно отличить от сауны. Влажность воздуха в таких банях не бывает выше 20%, хотя температура может быть выше 60 градусов. В парилке бани с сухим воздухом ставят каменку, имеющую особую конструкцию — такую каменку можно топить дровами, углем или газом. За счет горячих камней и брусков из металла пар становится сухим.
В бане на пару воздух состоит из влаги примерно на 60-100%, при этом температура колеблется в диапазоне от 50 до 70 градусов. В принципе, по устройству такая баня ничем не отличается от сухой. Наличие пара достигается поддаванием пара из специального парогенератора. Подачу пара можно изменять с помощью регулятора, тем самым изменяя и температуру в парилке.
Из сухой бани достаточно просто сделать мокрую — всего-то навсего надо обеспечить поступление пара. Как правило, в России, это достигается подливанием горячей, специально нагретой, воды на раскаленные камни. Все это делается, чтобы получать максимальное удовольствие, когда паришься вениками.